Какая связь между крымским Коктебелем и посёлком Рыбачий на Куршской косе? Можно ли летать на метле? Кто, установив мировой рекорд по длительности полёта на планёре, получил в качестве приза бюст Ленина?
Эта история будет о том, как всего одна старая фотография может стать источником интересной информации.
Предыстория
В Кранце (ныне Зеленоградск) было много популярных заведений, одним из таковых являлось «Розен кафе». Оно располагалось на первом этаже здания на Даменбадштрассе, 14 (улица Володарского, 8), а на верхних этажах сдавались комнаты отдыхающим.
Этот дом и сейчас стоит на своём месте. Многие жители знают, что раньше там был ДК, а позже открылась гостиница «Балтийская корона».
На старой карте за 1840 год хорошо видно, что это здание стояло на развилке двух улиц: Даменбадштрассе (улица Володарского) и Розенштрассе (ныне несуществующей). Улочка проходила между домами №8 на ул. Володарского и №20а на ул. Пугачева.
Этот дом и сейчас стоит на своём месте. Многие жители знают, что раньше там был ДК, а позже открылась гостиница «Балтийская корона».
На старой карте за 1840 год хорошо видно, что это здание стояло на развилке двух улиц: Даменбадштрассе (улица Володарского) и Розенштрассе (ныне несуществующей). Улочка проходила между домами №8 на ул. Володарского и №20а на ул. Пугачева.
Хорошая кухня и винный погреб
Из данных таблицы с перечнем всех мест размещения и отдыха за 1939 год известно, что заведение располагалось всего в ста метрах от моря, на втором и третьем этажах имелось 30 спальных мест, в меню предлагались диетические блюда.
Кстати, из 32 заведений лишь ещё четыре предлагали диетическую кухню: отели «Монополь», «У лося», «Замок на море» и пансион Циркеля в Кранце.
Как удалось узнать, у кафе было два владельца – можно сказать, партнёрский бизнес. Одним был Герман Шнайдер.
В центре внимания
Здание, в котором располагалось кафе, можно увидеть на старой групповой фотографии. В интернете этот снимок «существует» без важной детали – без подписи. Недавно в нашем распоряжении появилась фотография, которая проливает свет на то, кто именно изображён на снимке.
Подпись гласит, что на фотографии – рекордсмен мира по планерному спорту Фердинанд Шульц, который, видимо, неоднократно посещал Кранц.
Известный спортсмен находится в центре, одет в кожаную куртку, а на голове, в отличие от других мужчин, не шляпа, а кепка...
Известный спортсмен находится в центре, одет в кожаную куртку, а на голове, в отличие от других мужчин, не шляпа, а кепка...
Живой эту фотографию делают именно детали. Обратите внимание, что рядом с Фердинандом Шульцем двое детей и ещё один стоит около элегантной дамы. Это сыновья известного фотографа Фритца Краускопфа: Ханс-Вернер, Эрнст и Фритц. Для мальчишек, наверное, было большим счастьем сфотографироваться с прославленным планеристом.
А вот нарядная дама в модном пальто и шляпке – супруга фотографа. Краускопф является автором снимка. Сфотографироваться с Шульцем вышли и официанты, и работники заведения.
А вот нарядная дама в модном пальто и шляпке – супруга фотографа. Краускопф является автором снимка. Сфотографироваться с Шульцем вышли и официанты, и работники заведения.
А вот другойт радостный и солнечный снимок — где улыбаются уже все четверо: пилот в кожаной куртке и
трое ребятишек в одинаковых пальто, явно братья.
трое ребятишек в одинаковых пальто, явно братья.
Известный немецкий фотограф Фритц Краускопф сумер поймать момент и авиатор получился на снимке очень уверенным — руки в карманах, но чувствуется, что дети под надёжной защитой.
Имя Фердинанда Шульца гремело в 1920-е г.г. в мире воздухоплавательного спорта. Но всего лишь 37 лет прожил на земле и в воздухе человек, которого называли «Икар из Восточной Пруссии».
Запрещены полёты? Не проблема!
В мире имя Фердинанда Шульца знали все, кто так или иначе был связан с планерным спортом.
Немного истории планерного спорта.
После окончания Первой Мировой войны был подписан Версальский договор, по которому Германии запрещалось иметь моторные летательные аппараты.
Как же быть, ведь согласно этому договору Германии запрещено строить моторные самолёты? Зато планёры — сколько хотите. И с 1921 года Фердинанд начинает их конструировать и собирать в Кёнигсберге, в мастерской в районе Россгартен. Семь сконструированных им планёров Шульц ласково называл «летающими ящиками»
С 1923 г. Восточно-Прусский Союз воздушного движения начал проводить на Куршской косе вблизи Росситтена прибрежные планерные соревнования, что закрепило за данной местностью репутацию планерного центра.
Именно тогда планерист из Восточной Пруссии Фердинанд Шульц на планере собственной конструкции установил мировой рекорд по продолжительности полета — 8 часов 42 минуты 9 секунд.
Это событие не могло остаться без внимания Союза воздушного движения: в этом же году на косе было образовало особое отделение Союза под названием «Рён-Росситтен». Так был заложен фундамент знаменитой Росситтенской планерной школы, с 1936 г. получившей статус имперской.
Архитектурный проект школы разработали архитектор Гёттген и зодчий Опперман. Проект включал учебные помещения, ангары, хозяйственные постройки, небольшую энергетическую установку, скважину для снабжения питьевой водой.
Росситтенская планерная школа стала для молодежи очагом формирования характеров, истинного товарищества и любви к авиации. Всего за время существования школы в ней были обучены аж около 30 000 летчиков.
Росситтенская планерная школа стала для молодежи очагом формирования характеров, истинного товарищества и любви к авиации. Всего за время существования школы в ней были обучены аж около 30 000 летчиков.
С 1923 года Восточно-Прусский союз воздушного движения начал проводить на Куршской косе, вблизи Росситтена (посёлок Рыбачий), прибрежные планерные соревнования, что закрепило за данной местностью репутацию планерного центра. Именно Фердинанд Шульц долгое время оставался лицом планерного спорта.
Герой безмоторных полётов
Фердинанд Шульц был первым ребёнком Фердинанда и Рози Шульц, у которых было ещё 11 детей. Многодетная семья жила в Мариенбурге (совр. Мальборк, Польша).
Будущий знаменитый планерист в разное время работал учителем в общеобразовательной школе, конструктором-изобретателем, лётчиком-инструктором, а также лектором по воздухоплаванию. Всё свободное время он проводил на аэродроме: необъятное небо и воздухоплавание были его страстью.
Будущий знаменитый планерист в разное время работал учителем в общеобразовательной школе, конструктором-изобретателем, лётчиком-инструктором, а также лектором по воздухоплаванию. Всё свободное время он проводил на аэродроме: необъятное небо и воздухоплавание были его страстью.
Свой первый рекорд по дальности полёта установил 14 мая 1927 года, пролетев на планере собственной конструкции более 60 километров вдоль побережья Балтийского моря.
В 1925 году на III Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле принимали участие и немецкие планеристы во главе с Фердинандом Шульцем, который на планере «Мориц» установил новый мировой рекорд продолжительности полёта: он парил на своём планере 12 часов 6 минут 25 секунд.
В 1925 году на III Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле принимали участие и немецкие планеристы во главе с Фердинандом Шульцем, который на планере «Мориц» установил новый мировой рекорд продолжительности полёта: он парил на своём планере 12 часов 6 минут 25 секунд.
Победителю тогда вручили первый приз Реввоенсовета Украинского военного округа – бюст Ленина – и присвоили звание «Герой безмоторных полётов». В мае 1928 году он поразил всех своим новым рекордом, взмыв на планере в высоту на 652 метра и пролетев над Мальборком. Это был первый полёт в истории, который прошёл над городом. И таких рекордов на его счету немало.
Вот и всё...
Планерист трагически погиб 16 июня 1929 года. Пилотируя самолёт «Мариенбург» в небе над городом Штум (Польша), Фердинанд Шульц не справился с управлением и разбился вместе с другом Бруно Кайзером прямо на городском рынке …
Фердинанд Шульц по желанию семьи был похоронен на родной земле...
Фердинанд Шульц по желанию семьи был похоронен на родной земле...