pro калининград

Дирижабли Кёнигсберга

машина времени
Дирижабли... Удивительные летательные средства. Очень большой грузоподъёмности, измеряемой десятками тонн. Очень безопасные в плане посадки — если на высоте что-то откажет, то эта штука просто плавно сядет, а не разобьётся

Чтобы вы понимали перспективу дирижаблей в перевозках, уже в 30-е годы их крейсерская скорость была 120 километров в час. То есть весь трафик, который сейчас лежит на автодорогах и железных дорогах, можно было бы пустить воздухом. И именно таково было светлое будущее...
В 1911 году, а по другой информации в 1913 году, в Кёнигсберге была создана база боевых дирижаблей "Luftschiffhafen" (ныне - район улицы Осенней, бывшего КВАТУ).

Она располагалась в квадрате Schleiermacherstraße (ул. Борзова), Krausallee (Каштановая аллея), Süverstrasse (ул. Ломоносова) и канала Wirrgraben (река Голубая).

Luftschiffhafen была самой большой военной базой дирижаблей, которую когда-либо видел мир, имеющей все необходимое для развертывания воздухоплавательных войск.

Основу базы составлял ангар размерами 170 (по другим данным - 150) метров в длину, что позволяло разместить самые большие дирижабли в мире, 50 метров в ширину, что позволяло расположить два дирижабля рядом, 35 (по другим данным - 38) метров в высоту и 40 тонн весом.
Стальную конструкцию, располагающуюся на бетонных сваях, покрывал этернит (асбестовый шифер), отдельные плиты которого достигали 2 кв.метра в длину и 2 см в толщину.
Ангар был остеклен армированным желтым стеклом. Ворота ангара имели высоту 36 метров и ширину 25 метров и для обеспечения безопасной проводки дирижаблей располагались на восточной стороне. Движение ворот на специальных колесах, двигавшихся по рельсам, обеспечивалось при помощи электропривода. Это была одна из трех баз дирижаблей (другие в городах Thorn и Breslau), выстроенных на востоке тогда еще империи.
Авария дирижабля в 1916 году. Здесь как раз видно армированный каркас самого дирижабля.
Здесь базировался дирижабль Z-IV (длина - 142 метра, максимальный диаметр - 14,86 метров, объём - 19 550 куб.метров, несущий газ (водород) размещался в 16 отсеках, силовая установка - 3 мотора "Майбах" мощностью 510 л/с каждый, полезная нагрузка - 21,15 тонн, максимальная скорость - 77,2 км/ч, дальность полета - 2 700 км), осуществивший свой первый полет еще в 1913 году.
Согласно Версальскому мирному договору 1918 года, ангар для дирижаблей вместе с базой покинул пригород Кёнигсберга и отправился на 20 километров в район немецкого поселка Seerappen (ныне - Люблино).
В августе 1930 года в аэропорту Devau в Кенигсберге гостил всемирно известный дирижабль "Graf Zeppelin"
Дирижабль LZ 127 "Graf Zeppelin" построен в Германии в 1928 году и являлся на то время крупнейшим и наиболее передовым дирижаблем в мире (длина - 236,6 метров, максимальный диаметр — 30,5 метров, объём — 105 000 куб.метров, несущий газ (водород) размещался в 17 отсеках, силовая установка - 5 моторов "Майбах" VL II мощностью 530 л/с каждый, полезная нагрузка - 25 тонн, максимальная скорость — 128 км/ч, крейсерская — около 115 км/ч, дальность полета - более 10 000 км).
Своё название воздушный корабль получил в честь немецкого пионера дирижаблей жёсткой системы графа Цеппелина.

Экипаж дирижабля насчитывал 40—45 человек. К корпусу дирижабля в передней его части крепилась передняя гондола, длина которой составляла 40 метров, ширина — 6 метров и максимальная высота — 2,25 метров (самая большая в истории дирижаблестроения гондола).

В передней части гондолы находилась рубка управления, за ней — служебные и далее — пассажирские помещения. Пассажиры размещались в 10 двухместных оборудованных каютах со спальными местами. В передней части пассажирского отсека находилась просторная кают-компания площадью 25 кв.м, в которой одновременно могли разместиться 28 человек.
Олимпийский дирижабль "Гинденбург" D-LZ 129 над кирхой памяти императора Фридриха в Кенигсберге
Через наклонные окна кают и салона обеспечивались достаточно хороший обзор и освещение. Кухня была рассчитана на обслуживание более 50 человек в течение нескольких суток. Кроме того, имелись почта, умывальные комнаты и пр. Во время пребывания в Кенигсберге дирижабль "Graf Zeppelin" совершил несколько демонстрационных полетов, которые вызвали огромный интерес среди местного населения.
После катастрофы самого большого дирижабля LZ 129 "Hindenburg", построенного в 1936 году и разбившегося 6 мая 1937 году при завершении очередного трансатлантического рейcа, регулярные полёты "Graf Zeppelin" были прекращены, после чего он был превращён в музей.

Последним дирижаблем, посетившим Кенигсберг в августе 1939 года, был дирижабль "Graf Zeppelin II", построенный в 1938 году. Конец немецкого дирижаблестроения пришелся на начало Второй мировой войны, когда весной 1940 года по приказу немецкого командования "Graf Zeppelin" и "Graf Zeppelin II" были разобраны, а их части использованы в военной промышленности.

Наступила эпоха самолетов…

«Цеппелин» над Кенигсбергом

Сообщение о том, что дирижабль «Граф Цеппелин» во вторник после обеда пролетит над Кенигсбергом, вызвало во всём городе величайший интерес.

Уже в первые утренние часы можно было видеть на крышах высоких домов и открытых площадях группы людей, прилежно глядящих в небо.

Между 15-ю и 16-ю часами главным образом Монетная площадь /Muenzplatz/, Парадная площадь /Paradeplatz/ и мост Замкового пруда / Schlossteichbruecke/ были переполнены напряжённо ожидающими кёнигсбержцами. За несколько минут до 16 часов раздался крик: «Цеппелин, цеппелин!» - это первым увидел силуэт приближающего к городу дирижабля один господин, обладающий острым зрением.

С каждой минутой всё лучше был виден его серебристый корпус, вокруг которого летели четыре самолёта. Было видно, как «Цеппелин» свернул на север... Затем он приблизился к центру города на умеренной высоте так, что можно было отчётливо разглядеть детали и слышать шум его моторов.

Описав изящную дугу над историческим центром орденского города, Замковым прудом и Монетной площадью, оставив слева от себя Замковую башню, «Цеппелин» вернулся на первоначальный курс.

Ликование кёнигсбержцев было велико и неподдельно. Со всех сторон неслись ввысь приветствия и пожелания дальнейшего счастливого пути, сопровождаемые взмахами платков. От имени города Кенигсберга обер-бургомистр доктор Ломейер передал по радио «Графу Цеппелину» следующее приветствие:
«Столица оторванной от родной страны провинции Восточная Пруссия приветствует «Граф Цеппелин». Мы преклоняемся перед творением недавно ушедшего от нас в мир иной изобретателя, и людьми, которые продолжают его дело под командованием доктора Экенера. Всем участникам кругосветного путешествия наш привет! «Граф Цеппелин» связывает нас с родиной. Он укрепляет нашу волю к воссоединению с ней. Мы благодарны за возможность наблюдать его над нашим городом. Пусть наши пожелания и наши надежды сопровождают «Граф Цеппелин» в его мировом путешествии! Сквозь трудности - к цели!»
Компания «Deruluft» (Дерулюфт - «немецко-русское воздушное сообщение») передала в радиоэфир следующее:
«Deruluft», главный аэропорт Кенигсберга, приветствует «Граф Цеппелин» в небе над Кенигсбергом и желает ему счастливого полёта».
Доктор Экенер в ответ также прислал радио-приветствия. До 16 часов 30 минут воздушное судно ещё можно было видеть, пока оно, наконец, медленно не исчезло из поля зрения в северо-восточном направлении. Столь ожидаемые жителями Кенигсберга минуты, когда можно было наблюдать «Цеппелин», прошли, и массы людей постепенно рассеялись.
Вскоре пришли сообщения из Велау (ныне пос. Знаменск), Лабиау (ныне г. Полесск) и Хайнрихсвальде (ныне г. Славск) о том, что и там жители имели счастье наблюдать дирижабль. После примерно 13 часов с начала своего полёта (из Фридрихсхафена) «Граф Цеппелин» пролетел около 17 часов 15 минут над Тильзитом (ныне г. Советск) и удалился в северо-восточном направлении.

Из других сообщений газеты можно узнать, что около часа ночи (по среднеевропейскому времени) «Цеппелин» находился в 300 км от Москвы, а именно над Вышним Волочком, а также, что на его борту находятся 59 мужчин и одна женщина-журналист, 40 человек составляют экипаж судна, что на борту имеется 450 кг почты.
«Граф Цеппелин», отправившись из Lakehurst на восточном побережье США и, сделав посадку во Фридрихсхафене, преодолевает сейчас второй этап своего кругосветного путешествия. Следующая посадка произойдёт в Токио, где дирижабль дозаправится топливом и будет тщательно обследован для дальнейшего полёта через Тихий океан до Сан-Франциско и далее ещё 4000 км над Америкой до того же Lakehurst.
За иллюстрацию к обложке благодарю автора https://www.behance.net/ruslanrustamov2 :)