pro калининград

Крушение поезда в Кранце

события машина времени
После прибытия поезда из Кёнигсберга на конечную станцию локомотив попал в единственную аварию, которая потрясла жителей и гостей курорта в 1906 году..

Машинист поезда не смог вовремя затормозить, и поезд, пробив ограждения, «вылетел» на привокзальную площадь...
На снимке: место железнодорожной аварии
Первая железнодорожная ветка Кёнигсберг – Кранц была принята в эксплуатацию 21 декабря 1885 года.
Привокзальная площадь
Масштабное открытие железнодорожного вокзала города Кранца состоялось 8 июля 1885 года. Главная ветка железной дороги, соединившая город-курорт и столицу Восточной Пруссии, имела длину почти 29 километров и восемь остановочных пунктов: Марауненхоф (Большие Пруды, Калининград), Ротенштайн (Кутузово, Калининград), Кведнау (Северная гора, Калининград), Гросс Штигенен (посёлок не сохранился), Нессельбек (Орловка), Гросс Раум (Рябиновка), Молленен (Каштановка), Лаптау (Муромское), Бледау (Сосновка), Кранц (Зеленоградск).

Под стук колёс

В зависимости от времени года и дней недели количество поездов отличалось: в рабочее дни на линии работало зимой 13, а летом 17 поездов в обоих направлениях. Время движения пассажирских поездов, останавливающихся на всех станциях, составляло 49 минут, скорых – 24 минуты. По воскресеньям к основному расписанию прибавлялись «купальные рейсы-экспрессы», которые двигались до конечного пункта безостановочно.

Первый поезд отправлялся из Кёнигсберга в Кранц в 6.30, а последний – в 23.23. На железной дороге ездили локомотивы I, II и III классов, которые назывались «Adler» («Орел», 1900), «Möwe» («Чайка», 1900), «Falke» («Сокол», 1906). Кстати, Кёнигсберг-Кранцевская железная дорога (КСЕ) являлась частной дорогой, которая охватывала северную и западную области восточно-прусского Замланда до портового города Пиллау (ныне Балтийск) и курортные города побережья Балтийского моря. Рекламным девизом компании являлись слова: «К чайкам у моря с замландскими дорогами и КСЕ».

Дорожный «тупик»

Железнодорожный путь кранцевского вокзала заканчивался поворотным кругом, на котором машинист при помощи ручного рычага разворачивал локомотив.

После прибытия поезда из Кёнигсберга на конечную станцию локомотив отцеплялся, разворачивался и переставлялся по соседним путям в другой конец состава. После короткого «визита» на угольный склад и к гидранту для заправки водой локомотив катился к своему поезду, чтобы «тащить» его обратно в Кёнигсберг.

Круг был огорожен маленькими столбиками с якорной цепью и обсажен розами. Кстати, именно с поворотным кругом связана единственная авария, которая произошла на вокзале в 1906 году и потрясла жителей и гостей курорта. Тогда машинист поезда не смог вовремя затормозить, и поезд, пробив ограждения, «вылетел» на привокзальную площадь.

В архиве есть несколько фотографий, на которых запечатлено крушение поезда – первые три вагона практически смяты в гармошку, вокруг поезда столпилась публика...

В связи с неточностью информации датой крушения поезда ранее назывался 1905 год. Сейчас удалось установить точно – железнодорожная авария произошла 27 июня 1906 года.

Поиск достоверной информации привёл нас на зарубежный форум «Исторические макеты железных дорог». В разделе об этой трагедии в Кранце некто Удо в переписке ответил, что нашёл сведения в книге Герхарда Пресса и Йорга Петцольда «Восточная Пруссия и её транспортные пути» («Ostpreußen und seine Verkehrswege (VGB)», и приложил скан текста и фотографии из книги.

Вот что там написано: «Несчастный случай 27 июня 1906 года: человеческая или техническая ошибка? В любом случае пассажирский поезд, движущийся в 14.42 из Кёнигсберга в Кранц, ехал слишком быстро в сторону вокзала, переехал охранный брус (тупиковый упор) и остановился только лишь перед площадью (концом перрона). Весь состав поезда, включая локомотив, был повреждён, один человек погиб, у многих тяжёлые телесные повреждения».
Страница из книги Г. Пресса и Й. Петцольда «Восточная Пруссия и её транспортные пути»
Другой форумчанин внёс ясность и сообщил, что в еженедельнике №146 «Верхнесилезский странник» (нем. «Der Oberschlesische Wanderer») от 28 июня 1906 года опубликованы две небольшие заметки о крушении поезда в Кранце.
Еженедельник №146 «Верхнесилезский странник» (нем. «Der Oberschlesische Wanderer») от 28 июня 1906 года
На интернет-ресурсе польской электронной библиотеки удалось найти этот экземпляр газеты. В нём, в частности, сообщается:

«Кёнигсберг, 27 июня. Одна из тяжелопострадавших персон при железнодорожной аварии на вокзале Кранца скончалась. В общей сложности тяжелопострадавших – шесть персон и восемь – легкораненых. Причина аварии по сей момент достоверно не ясна. Предположительно, это отказ тормозного устройства».

Во второй заметке сказано так: «Прибывший из Кёнигсберга пассажирский поезд приватной железной дороги Кёнигсберг – Кранц в среду пополудни на вокзале Кранца наехал на железнодорожный упорный брус в конце пути и сошёл с рельсов. Два вагона подверглись разрушению. Одна женщина скончалась, пять персон тяжело пострадало, шестеро – легко»...
Особая благодарность сотруднику музея «Фридландские ворота» Александру Пекусу и Ирине Беловой за помощь в переводе текстов, а также изданию «Волна» за информацию о инциденте.